Дарья (daria_iz_orla) wrote,
Дарья
daria_iz_orla

Categories:

Деревянные храмы Орла.

Испокон веков и до начала 20 века архитектура на территории России была в большинстве своем деревянной. Из дерева строились дома, общественные здания и конечно храмы. Правда храмы, чаще, чем светские строения старались делать каменные, более долговечные и меньше подверженные опасности пожара. Потому и сохранилось древних каменных храмов до наших дней больше чем деревянных. Часто бывало, особенно в деревнях и провинциальных городах, что сначала строили деревянный храм, а по прошествии лет меняли его на каменный. Но, несмотря на все это деревянные храмы, продолжали оставаться важной частью зодчества России, сильно отличавшейся от других построек из этого материала. Так было и в Орле.
Первый деревянный храм, появился на территории города еще в границах орловской крепости, и был освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1566 году. Он находился на стрелке образованной слиянием Оки и Орлика. Несколько раз он горел и отстраивался заново. Во время сильных разливов рек – затапливался. И в 18 веке последний деревянный храм, стоявший на этом месте, был разобран за ветхостью.
Художественные реконструкции, этого храма существуют, но к сожалению мне не удалось их найти. Пришлось довольствоваться фотографией из экспозиции орловского краеведческого музея. Это макет-реконструкция орловской крепости, 17 века. Рождественский собор в центре. За качество снимка, прошу прощения, освещение там никудышное, сплошные блики.


1.


Мало кто знает, что в историческом центре города на месте многих сохранившихся старинных церквей когда-то стояли их одноименные деревянные предшественницы. Деревянные храмы лежали в основании Ахтырской (Никитской) церкви, Богоявленской, Ильинской (Никло-Песковской) и вошедшей в состав города относительно недавно Никольской (Лепешкинской). По мере роста благосостояния горожан эти деревянные храмы заменялись каменными, более добротными и основательными. Так что, к 20 веку Орел подошел только с двумя деревянными церквями на окраинах города. Обе они были кладбищенские. По-разному, но одинаково трагично сложилась их судьба в 20 веке.
Первой по времени была построена Никольская старообрядческая церковь. Ее история, получившая неожиданное продолжение в наши дни, требует отдельного рассмотрения. Поэтому скажем о ней кратко. Она располагалась на левом берегу реки Оки, возле нынешнего парка «Ботаника». В начале 19 века там было старообрядческое Лутовское кладбище, названное так по имени владельца хутора Лутова, у которого был куплен этот участок земли для первых захоронений. Первое время на кладбище была только деревянная часовня, затем ее переделали на небольшой храм. В 1884 году стараниями орловских купцов-старообрядцев на этом месте была сооружена деревянная церковь. В 1929 году ее закрыли и впоследствии разрушили. Не описаний, не изображений Никольской старообрядческой церкви не сохранилось.
Вторая деревянная церковь, которая сохранялась к началу 20 века, находилась на восточной окраине города, рядом с железнодорожной линией Орел – Брянск.


2. Вид кладбища , звонницы и храма на рубеже веков. Из книги «Орел вчера и сегодня». – Орел: Вешние воды. 2006.

Церковь заказали в Москве на средства супругов Духониных и купца Каверина в память об императоре Александре III. В 1895 году готовый к сборке храм привезли в Орел на кладбище женского монастыря. Установив на подготовленный каменный фундамент, церковь освятили во имя Воскресения Христова.
Само кладбище было основано при Введенском женском монастыре в 1887 году. По указу Орловской духовной консистории стало именоваться Афанасьевским по названию погоста, на котором первоначально возник монастырь. Это название прочно закрепилось в народе и за новым кладбищем и за новым храмом. С первых лет существования на кладбище кроме умерших монахинь хоронили жителей из близлежащих к монастырю местностей, но официально это было разрешено лишь в 1897 году.
После того как на кладбище разрешили хоронить мирян, оно было обнесено каменной оградой, а над входом сооружена звонница, выполненная в единой стилистике с храмом.


3. Фотография из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». – Орел: издательство ОРАГС, 2005.

Ее, по всей вероятности возводили уже местные мастера. Первый ярус звонницы представлял собой кирпичную проходную арку с воротами. На их створках были написаны масляной краской композиции на библейские сюжеты. Второй ярус звонницы был целиком деревянным. Ее крыша держалась на восьми граненых фигурных колоннах, а. завершалась – небольшим золоченым куполом.
На протяжении всего 20 века это был единственный храм в Орле, который продолжал оставаться церковным зданием и за исключением нескольких лет, принадлежал общине верующих. Тем не менее, и здесь не обошлось без разрушений – в 30-х годах снесли звонницу и разрушили церковную ограду. В начале 40-х годов храм являлся единственной действующей церковью города Орла, но и он был закрыт после начала Великой Отечественной войны и вновь открыт уже во время оккупации. С тех пор, храм не закрывался.
Этот последний, не только в городе, но и в области деревянный храм совсем немного не дожил, до начала третьего века в своей истории – 21-го. В октябре 1996 года он сгорел вместе со всеми иконами и утварью. Причиной пожара был поджог. После утраты церкви неожиданно выяснилось, что изображений ее почти не осталось. Только по нескольким нечетким фотографиям, можно судить об ее облике.

.
4. Фотография из книги «Орел вчера и сегодня». – Орел: Вешние воды. 2006.


5. Фотография из книги «Орел вчера и сегодня». – Орел: Вешние воды. 2006.

По ним видно, что Воскресенская (Афанасьевская) церковь представляла собою небольшой двукупольный храм, состоящий из нескольких прямоугольных частей. Над основным объемом была крыша в форме четырехгранного шатра с декоративными окошками-слухами на каждой из его граней и резными украшениями в виде «кокошников» по бокам крыши. Резьбу, украшавшую карнизы крыш и навершия наличников, на сохранившихся фотографиях видно плохо. То, что можно разглядеть – простая пропильная резьба не очень сложная по форме. Декор карниза и стены под ним, был составлен из отдельных резных дощечек, продолговатой формы. В орнаменте резьбы четко прослеживается мотив креста, стилизованной человеческой фигуры, ромба, треугольника и перевернутой дуги. За исключением мотива креста, иногда встречавшегося в местной архитектуре, резьба, украшавшая храм была совершенно не похожа на декор орловских домов и была уникальной для нашего города.
Более полное представление о конструкции храма может дать этот рисунок.


6. Рисунок художника В.Ромашова взят из книги «Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая». Орел: Вешние воды, 2009.

Фотографий интерьеров храма, вероятно никогда не делалось. Сохранились лишь описания его внутреннего убранства начала 20 века: трехъярусный иконостас, украшенный рельефной резьбой с позолотой, запрестольная икона, изображающая Воскресение Христово, хоругви, паникадила, позолоченные металлические лампады. Все это было привезено из Москвы вместе с храмом.
Несмотря на то, что архитектура храма была очень простой, и при развитии современных технологий и оборудования, возвести его точную копию, особого труда бы не составило, в прежнем виде его решили не восстанавливать. Сегодня на месте прежней Воскресенской (Афанасьевской) церкви стоит новый каменный храм. Описывать его особенности, нет смыла. Он выполнен в духе последних российских модных тенденций православной архитектуры.


7.

В Орле сохранилось много старых каменных храмов, и в современных районах города возводятся еще новые. А вот деревянного храма в Орле больше нет и, наверное, уже не будет. Эта часть истории архитектуры для нас потеряна.

Источники информации:

1. http://vestnik.efactory.ru/?article=15579

2. http://www.orelvkartinkax.ru/graves.htm

3. «Орел вчера и сегодня». – Орел: Вешние воды. 2006.

4. В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». – Орел: издательство ОРАГС, 2005.

5. Церкви и монастыри города Орла. – Орёл: Фолиант, 1998

6. Еремин В.П. Православные церкви монастыри города Орла. // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. № 2 (5), 2001.

7. «Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая». Орел: Вешние воды, 2009.

P.S. Если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Tags: Орел, архитектура, деревянное зодчество, утраченное, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments