Дарья (daria_iz_orla) wrote,
Дарья
daria_iz_orla

Category:

История Лутовского старообрядческого кладбища. Орел.

О Лутовском старообрядческом кладбище я узнала еще в 1997 году из одного из исторических справочников. С тех пор это место завораживало мое воображение. Мне представлялись заросшие травой, покосившиеся деревянные кресты, заброшенная церковь… Хотя я прекрасно понимала, что ничего этого уже давно нет. Возможно именно несоответствие сложившегося романтического образа и того что я могла там увидеть в действительности не давало мне приехать туда раньше. Сейчас я жалею об этом. Но, расскажу обо всем по порядку.
У каждого свое представление, свой сложившийся в воображении образ такого кладбища, у меня он был примерно таким.


1. Снимок взят от сюда http://usa-history.ru/books/item/f00/s00/z0000020/st006.shtml

Коротко напомню, что к началу 19 века в самом городе жили представители двух основных старообрядческих течений – поповцев и беспоповцев, которые в свою очередь делились еще на несколько ответвлений (согласий). По словам большинства краеведческих источников, к концу 19 века в городе были два храма, старообрядческий Никольский и единоверческий Успенский. Никольская церковь была кладбищенской и располагалась на левом берегу реки Оки, возле нынешнего парка «Ботаника». История кладбища началась еще на рубеже 18 и 19 веков.


Вся скудная информация о кладбище была взята из статей местных специалистов. Хотя противоречий в этих источниках столько, что голова идет кругом. Поэтому здесь я изложу свою версию, основанную на сведениях, которые мне кажутся наиболее правдоподобными.
В 18 веке это место носило название «Лутов хутор» по фамилии его владельца Лутова. В начале 19 века орловские староверы-беглопоповцы купили у него эту землю под кладбище. В честь прежнего владельца участка, кладбище, часовни и храмы на его территории стали называться «Лутовскими». В первые годы там хоронили староверов всех толков и согласий, бытовавших в Орле.
Первая деревянная часовня появилась на кладбище в начале 19 века. Ее построили на средства беспоповца филипповского согласия, купца Григория Акимовича Радина. В следующие годы меду двумя старообрядческими толками произошел конфликт, который по всей вероятности, заставил беспоповцев основать на противоположном правом берегу Оки своё, отдельное, так называемое «перекрещенское» кладбище. Что случилось с первой часовней не известно, но в 1834 году на кладбище уже строили новую, поповскую, на средства мещанина Хлебникова.
Новый конфликт вокруг кладбища разгорелся в начале 40-х годов 19 века, когда часть старообрядческой общины захотела перейти в единоверие, переделав кладбищенскую часовню на храм. Другая часть орловских староверов с этим не согласилась. В противостояние вмешались светские власти города. Часовню на время опечатали. Однако к 1842 году конфликт как-то удалось разрешить. В этот год купцы Б.А. Васильев, Н.С. Масленников и С.И. Соломатин расширили часовню пристройкой алтаря. Обновленную постройку, освятили как храм святителя Николая Чудотворца 23 марта 1842 года. Вот тут то и начинаются противоречия в местных источниках. Одни пишут, что кладбище еще с 1842 года сделалось единоверческим и все храмы и часовни на нем − тоже. Другие уверенно пишут, что кладбище и храм всегда были старообрядческие, беглопоповские. В самых последних источниках эта тема аккуратно обходится. О других мене значительных деталях его истории и говорить не приходится − «тайна сия велика есть». Основных версий причин развития событий в 1842 году существует две:
1. Власти были согласны «терпеть» беглопоповский храм на окраине города, разрушив Христорождественскую часовню в Орле и предав часть ее имущества в кладбищенский храм.
2. Несмотря на протесты части староверов, новый храм сделали единоверческим. Как не прискорбно, эта версия наиболее вероятна.
Как бы то ни было, на какое-то время конфликты вокруг кладбища утихли. В 1884 году стараниями орловских купцов-старообрядцев и церковного старосты купца А.И. Чубыкина на месте перестроенной под храм часовни, выстроили полноценную деревянную церковь. Принадлежал ли храм беглопоповцам или единоверцам опять неизвестно. С одной стороны не будь он единоверческим его бы просто не дали построить. Но любопытно, что он был освящен на следующий год после подписания Александром III закона «об общем положении старообрядчества в государстве и его религиозных правах» (3 мая 1883 года). По нему, разрешалось: «совершать общественные моления и богослужения, в том числе в специально устроенных молитвенных домах, открывать новые молитвенные здания, но с разрешения обер-прокурора Синода и министра внутренних дел, ремонтировать старые, с разрешения губернатора, но запрещалось возводить колокольни». Но была ли лазейка предоставленная законом достаточной для строительства нового и большого беглопоповского храма? Или все таки единоверческого?


2.

Доподлинно известно, что новую церковь тоже освятили во имя Николая Чудотворца. К началу 20 века она была одной из двух деревянных церквей в Орле. Все годы своего существования кладбище росло и расширялось. За время его существования там было похоронено несколько поколений самых уважаемых орловских купеческих и мещанских семей. Первые годы после революции ни его, ни храм не трогали. Началом конца для кладбища стал 1929 год, когда церковь реквизировали и отдали под клуб военных лагерей. Но здание ее так не разу и не использовалось по новому назначению. Никольский храм стоял заколоченным несколько лет и медленно разрушался без ухода. Постепенно исчезали и надгробия с кладбища. После войны, в 1947 году, территорию отдали плодово-ягодной станции имени И.В. Мичурина. Потом на этом месте посадили деревья подсобного хозяйства НИИ плодово-ягодных культур. Из-за обособленности и замкнутости жизни орловских старообрядческих общин не сохранилось не описаний, не изображений не одной из часовен и церквей, стоявших на Лутовском кладбище. Даже его точное местонахождение до последнего времени было не известно.
На этом можно было бы поставить точку в рассказе. Храм ушел в небытие, на месте захоронений выросли сады. Не самая худшая участь для кладбища, особенно орловского. Участь других забытых кладбищ города была куда печальней. Нам месте Сергиевского кладбища сегодня стоит завод «Текмаш». А над остатками заброшенного еврейского кладбища на Гипсовом комбинате до сих пор продолжают глумиться местные вандалы, ломая и круша последние из оставшихся там могильных плит. Так что сады это не так уж плохо. Если бы не одно «но».
В 2008 году в тех местах начали строить новый городской микрорайон. Вскоре выяснилось, что на месте одного из котлованов находятся сохранившиеся могилы старообрядческого кладбища. Рабочие находили в земле старинные пузырьки с миррой, благовониями и святой водой, которые, по словам краеведов, у староверов было принято класть в гроб, а так же деревянные кресты, обитые железом и целые захоронения. Однако строительство решили не останавливать.
История получила огласку. Об этом писала и орловская пресса и старообрядческие интернет-сайты России. Все они перепечатывали фотографию неизвестной молодой девушки в строительной каске, держащую в руках человеческий череп. Пришедшие вслед за журналистами самодеятельные исследователи, спускались в котлован и писали, что на его стенах, словно гигантские гнезда ласточек, зияют дыры с останками гробов и торчащими в разные стороны человеческими костями. Судьба этих останков и найденных в могилах предметов мне не известна.
В конце концов, строительство прекратили и котлован засыпали. Но к этому времени часть кладбища была уничтожена. Этот пустырь с комьями земли я и увидела, приехав на место оскверненных могил.


3. Вероятно эта ямка и есть тот самый котлован.

В земле вокруг нее возможно остались другие, не тронутые могилы.


4.


5.

Какой контраст с образами, рисовавшимися в воображении. Жаль, что я не приехала туда раньше во времена садов и грядок. На душе было бы куда спокойней.
Еще, я увидела, что на соседних участках стройка идет полным ходом.


6.

В двух шагах уже жилые дома с магазинами и автобусной остановкой.


7.

Если предположить, что рытье скандального котлована затронуло только окраину старообрядческого кладбища, то на остальной его части и месте где стояла церковь пока пустырь и деревья. Но судя по темпам строительства микрорайон, конечно, будет расширяться, будут строиться новые дома. А стало быть, над сохранившимися могилами продолжает висеть угроза осквернения.

Как ни странно, но продолжение следует.


Источники информации:

http://www.orel-story.ru/forum/

http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=286

Комова М.А. Абакумов С.Н.. // Православная и отечественная культура. 2006, том 3.

Комова М.А. Лютых А. Культура старообрядцев Орловской губернии на основе исторических и иконографических источников. // Ученые записки. Том 3, выпуск 3. Орел: ОГУ, 2005.

Ливцов В.А. Орловский некрополь / В.А. Ливцов - Орел: Издатель: ИП Науменко Д.В., 2011. - 46 с

http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/136-1-0-1254

P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Tags: Ботаника, впечатления, история, кладбища, кто мы, старообрядчество, утраченное, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →