Дарья (daria_iz_orla) wrote,
Дарья
daria_iz_orla

Categories:

«Русский стиль» в Орле. Храмы.

Архитектурный стиль, о котором пойдет речь, называли по-разному. В советские годы к нему относились негативно, считали буржуазным, вычурным и называли – «псевдорусским». Сейчас его чаще называют «неорусский» или просто «русский стиль».
В Орле он был представлен в основном храмами. Почти все церкви, построенные в нашем городе во второй половине XIХ века, в той или иной степени несут в себе его черты. Их луковичные купола, и стремящиеся вверх шатровые крыши, фигурная кирпичная кладка, и прочий своеобразный декор были одними из главных украшений города на протяжении многих лет. Увы, большинство из них не сохранилось: разобрано в 30-е годы, взорвано в войну. Только мысленно собрав, представив, все орловские памятники «русского стиля» вместе, понимаешь, сколько его бесценных образцов потеряно за прошедший ХХ век.
Это и большие храмы двух орловских монастырей: собор Рождества Христова во Введенском женском монастыре и собор Троицы Живоначальной - в Успенском мужском.


1. Женский монастырь синимок взят отсюда http://www.orelvkartinkax.ru/orel_1900.htm


2. Мужской монастырь, снимок взят отсюда http://orel-churches.narod.ru/html/22.htm


И самый ранний памятник этого стиля в городе - Успенская единоверческая церковь - первый в городе пятиглавый храм с луковичными куполами. Сюда же можно отнести и Покровскую церковь, некогда стоявшую на одноименной улице


3. Снимок из книги «Орел вчера и сегодня». – Орел: Вешние воды. 2006.

И многие другие, разрушенные и забытые орловские храмы. На их месте сегодня стоят дома, магазины, кинотеатры или возведены новые более скромные церковные здания.
Из всего множества храмов в «русском стиле» до наших дней в городе дошли лишь три: Тихвинская церковь во Введенском женском монастыре, и приходские - Смоленская и Иверская. Хотя погибшие в ХХ веке церковные памятники «русского стиля» были наиболее яркими и заметными его образцами в Орле, сохранившиеся храмы тоже интересны и неповторимы. К тому же, из дореволюционных времен до нас дошли исторические описания, свидетельства и фотографии, запечатлевшие их в период расцвета. Сравнивать старые снимки с современным видом этих церквей занятие весьма увлекательное.
Самым ранним и масштабным из сохранившихся памятников «русского стиля», в Орле является храм Смоленской иконы Богоматери. Его начали возводить в 1857 году, на месте скромной приходской церкви. Финансировавшие строительство богатейшие орловские купцы, стремились роскошью и размерами нового храма перещеголять дворянский Петропавловский собор. После окончания работ 1895 году он представлял собой гигантский пятикупольный храм с гранеными луковичными куполами. В 1904-1908 к нему пристроили многоярусную колокольню.


4. http://orel-churches.narod.ru/html/06.htm


5. Снимок из книги «Орел вчера и сегодня». – Орел: Вешние воды. 2006.

Стиль, в котором выстроен этот храм, можно назвать «русско-византийским». Одним из бразцов для автора проекта, елецкого архитектора Н.Т. Ефимова, послужил московский храм Христа Спасителя, придворного архитектора Константина Тона. Но у орловского храма были задуманы кирпичные стены, которые, своей своеобразной декоративностью призваны были сглаживать его массивность.
По старым черно-белым снимкам трудно судить о прежнем облике храма Смоленской иконы Богоматери, но из описаний известно, что кроме красного цвета кирпича в отделке фасадов присутствовал белый известняк в фундаменте и обрамлении части окон, а также яркие фрески с изображением святых в круглых медальонах над верхними окнами основного объема. Купола же, на старых снимках не похожи на золотые, скорее всего их металлическое покрытие было выкрашено в серебристый цвет.


6. Немецкая открытка времен оккупации Орла из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». – Орел: издательство ОРАГС, 2005.

За почти 50 лет пока строилась Смоленская церковь, архитектурная мода несколько изменилась. Ближе к концу XIХ века получил распространение новый вариант «русского стиля», подражающий уже не средневековым церквям Руси и Византии, а шатровым храмам ХVII века, с высокими гранеными крышами колоколен и особыми декоративными элементами – «кокошниками». Под его влиянием в Орле строились две другие сохранившиеся церкви.
Еще в самом начале интереса к зодчеству ХVII века, в 1865 году, в орловском женском монастыре и была возведена Тихвинская надвратная церковь с тонкой шатровой башней на массивном квадратном объеме храма. В годы строительства она, была призвана лишь дополнять, ансамбль храмов монастыря, теперь же она – его единственное украшение.


7.

Последним и, безусловно, самым ярким памятником позднего «русского стиля» в Орле стала церковь иконы Божией Матери Иверская. Ее возводили в привокзальном поселке для железнодорожников (сейчас это улица Привокзальная). После окончания строительства в 1902 году эта маленькая церковь с шатровой колокольней и 11 позолоченными куполами по праву считалась одной из красивейших в городе Орле.


8. Открытка из книги В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». – Орел: издательство ОРАГС, 2005.

Как и большой Смоленский храм, она была из красного кирпича, но по количеству декоративных элементов не имела себе равных в городе. Несколько рядов фигурной кладки под карнизами, закругленные полуколонны, декоративные углубления в стенах (ширинки) и конечно «кокошники» – все это в сочетании с цветом и замысловатым узорочьем кладки создавало причудливую композицию стен храма. Однако таким красивым он пробыл всего несколько десятков лет.
Все три сохранившихся церкви, после революции были закрыты и долго использовались не по назначению, что пагубно сказывалось на их облике. Сегодня они преданы церкви и отремонтированы, но если Тихвинская церковь в наши дни мало отличается от своего прежнего вида, то два остальных храма, лишь силуэтом напоминают задуманный авторами и заказчиками облик.


9. Так храм Смоленской иконы Богоматери выглядел в конце 1980-х, когда был хлебозаводом.


10. А так когда его восстанавливали. Кладка, и белый камень в наличниках еще на месте.


11.

После передачи зданий верующим и спешного ремонта был утерян их основной декоративный элемент – ажурная кирпичная кладка, дававшая стенам храма насыщенный сложный цвет. Именно цвет, фактура и фигурная кладка кирпича, были по замыслу заказчиков и архитектора главным украшением этих церквей. Теперь же наружные стены, пострадавшие от выветривания были просто оштукатурены и покрашены.


12. Храм Смоленской иконы Богоматери современный вид.



13.Храм Иверской иконы Богоматери современный вид.


14.


15.


16.

И все же, как и сто лет назад, храмы в «русском стиле» вызывают восхищение и продолжают быть одним из главных украшений Орла.
В отличие от храмов, светских построек в «русском стиле» в Орле было совсем мало, и их судьба тоже была не простой. Об этом стоит рассказать подробнее.
Продолжение следует.

Источники:

«Орел вчера и сегодня». – Орел: Вешние воды. 2006.

В.П. Матвеев «Орел на старых открытках». – Орел: издательство ОРАГС, 2005.

Церкви и монастыри города Орла. – Орёл: Фолиант, 1998

Еремин В.П. Православные церкви монастыри города Орла. // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. № 2 (5), 2001.

«Архитектурные древности Орловщины». Орел: Вешние воды, 1998.

«Архитектурные древности Орловщины (ушедшее). Книга вторая». Орел: Вешние воды, 2009.


P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Tags: Орел, архитектура, история, русский стиль, утраченное, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments