Дарья (daria_iz_orla) wrote,
Дарья
daria_iz_orla

Category:

Оконные рамы старинных домов Орла.

Моей "музе" посвящается. :0)))

Оконные рамы, пожалуй, самая незаметная деталь убранства старинных деревянных зданий. Из всех частей дома, на них реже всего обращают внимание, меньше всего ценят. Между тем это такая же важная часть декора здания как карниз или наличник.



1.
Рассуждения об орловских рамах

Вид, форма окон и их рам обычно диктовались архитектурной модой и стилем, замыслом архитектора или заказчика, сложившейся веками традицией. В каменных постройках Орла встречаются самые замысловатые формы окон: треугольные; круглые; арочные – с закругленным верхом и готические (с заостренным); шестигранные; разнообразных текучих модерновых форм и т.д. Разнообразием отличались окна орловских храмов, где кроме необычной формы оконного проема всегда были тонкие внутренние переплеты рам.


2.Иверская церковь. Современные рамы повторяющие облик старых.

В деревянном же зодчестве форма окон и как следствие внешний контур рам, в основном были консервативными, прямоугольными. Внутри такая оконная рама обычно делилась на три части: верхняя неподвижная и две нижние открывающиеся створки. Иногда к ним прибавлялась еще и форточка, которая могла быть на одной из створок или в верхней, неподвижной части. Встречались в деревянных домах рамы, поделенные на большее количество частей, но довольно редко. Однако и такую, казалось бы, простую форму окна, старые мастера умудрялись сделать декоративной, придать ее силуэту сложность и гармоничность.
Излюбленным мотивом для «усложнения» оконных рам у зодчих Орла была так называемая лучковая арка. Форму арки с таким слегка закругленным верхом могли придать и самому оконному проему. Как, например, в доме №62 по улице Карачевской, где такую форму имеют и рама и наличник.


3.

Но чаще проем, и внешний контур рамы оставались прямоугольными, а закругляли внутренние ее деления, куда непосредственно вставлялись стекла. Если присмотреться то на более чем половине орловских деревянных домов, где сохранились подлинные окна, можно увидеть закругленную внутреннюю сторону верха рамы, нижних открывающихся створок и даже форточки.


4.


5.

Возникновение оконных рам с мотивом лучковой арки в прямоугольном оконном проеме относят к середине ХIХ началу ХХ века, но возможно они появились гораздо раньше. Похожие рамы изредка встречаются и в соседних областях, к примеру Тульской, архитектуре Поволжья, но там обычно закругляли только верхушку окна или ее внутреннюю строну. Решенные же подобным образом створки и форточки в известной мне литературе и альбомах не попадались.
Описывать все возможные варианты "лучковых" рам нет смысла. Лучше показать некоторые из них .


6.


7.


8.


9.

Конечно, далеко не все окна орловских зданий были с такими «закруглениями», в старых деревянных домах встречается немало как обычных прямоугольных рам, так и необычных.


10.


11.


12. Странные рамы, так и не поняла новые они или старые.

"Расширенные" варианты.


13.



14.


15.

Бывают и исключения. Рама в этом доме новая, но форма проема сохранилась.


16.

Кроме того, стараясь сделать оконные рамы красивыми, их могли не только «закруглить», но и дополнить накладными резными элементами. Сегодня большинство из таких резных украшений утрачено из-за своей хрупкости. Редкое исключение – каменный дом №53 на улице Московской, где открывающиеся створки окон украшены такими резными накладками.


17.


18.

Безусловно, зодчие, создавая дом как единый декоративный ансамбль, продумывали в нем каждую мелочь, в том числе и оконную раму, ее форму, вид и размер. И рама, с «закруглениями», резными накладками, аккуратными штапиками и изящными оконными ручками и шпингалетами, безусловно, делалась неспроста, а была важной частью замысла. Она играла роль дополнительной декоративной детали окна, приложения к резному наличнику и ставням. Ее ценность для гармоничности убранства дома можно оценить там, где прежние окна заменили на другие, более простые по форме.


19.


20.

Даже в том случае, когда окно сменили не на пластиковый стеклопакет, который не формой не цветом не сочетается со старинными стенами, а на хорошо сделанную деревянную раму, дом сразу теряется без прежнего «лучкового» окошка и выглядит осиротевшим.


21.

В старой деревянной архитектуре старательно избегавшей прямых углов и простых решений, современная прямоугольная рама смотрится чуждым, инородным элементом.

Кроме обычных комнатных окон в жилом деревянном здании могли быть еще дополнительные окна: слуховые - на чердаке; «световые» - над входной дверью. И в каждом из этих видов окон были особые рамы.
О резном обрамлении орловских слуховых окон я уже подробно писала. http://daria-iz-orla.livejournal.com/13685.html
Подлинных рам в них почти не осталось и какими они были теперь определить трудно. Лишь по редким сохранившимся образцам можно предположить, что в больших слуховых окнах на четырехскатных крышах, сегодня просто заколоченных, или с огромной зияющей дырой в центре прежде были отрывающиеся застекленные створки. Одна из немногих красивых рам в таком слуховом окне сохранилась на доме №126 в конце улицы Прядильной.


22.


23.

Еще одно окно интересное с точки зрения нашей сегодняшней темы, сохранилось на улице Энгельса №5. Это необычное для орловских двускатных крыш слуховое окошко, в форме шестиугольника поделенного внутри на много маленьких частей.


24.

И в том и в другом случае слуховые окна почти не имеют резного обрамления, и вся их красота и изящество заключены в тонкой ажурной раме.

Маленькие «световые» окошки над входными дверями, были совершенно необходимы до эпохи повсеместного использования электричества. Их делали для естественного освещения темного коридора за дверью, когда других окон там не было.

Такое маленькое окошко. Попадалось считанные разы, но зато уже послужило темой для дискуссии здесь http://daria-iz-orla.livejournal.com/11527.html#cutid1.


25.
Признаю свою ошибку, каюсь, не для козырька эта дырка, а для света. :0))


Остальные «световые» окошки Орла заметно больше.


26.


27.

Самые красивые из виденных мною, представляют собой несколько примыкающих друг к другу лучковых арок, треугольников или ромбов.


28.


29.


30.


31.

Как и рам в слуховых окнах, целых световых окошек над дверями сегодня в Орле остались считанные единицы.

Мне часто доводилось слышать, что подлинная культура видна не в творениях отельных гениев, не в произведениях высоких жанров искусства, а в мелочах. Именно необязательные и малозаметные мелочи определяют уровень развития общества. Умение сделать если не произведением искусства, то, по крайней мере образцом умелого ремесла, даже такую незамысловатую деталь дома как оконная рама, постоянное стремление к совершенству, делает честь нашим совсем еще недавним предкам.
И поэтому мне очень жаль, что подлинных рам столетней давности в Орле остается все меньше и меньше. Сами старинные дома давно стали уходящей натурой в Орле, а уж такие их детали как оконные рамы, тем более. А вместе с ними уходит и часть той подлинной культуры заключенной в мелочах, кажущихся неважными.


Источники:

Куликов В.В. Тульские деревянные кружева. – Приокское книжное издательство, 1981

Скворцов А.П. Русская народная пропильная резьба. - Л.. Художник РСФСР. 1984.

http://realprof.ru/articles/0_1.htm

http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь изобразительного искусства/Окно/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Окно

P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Tags: Орел, архитектура, деревянное зодчество, детали домов, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments