Дарья (daria_iz_orla) wrote,
Дарья
daria_iz_orla

Categories:

Старый Орел. Улица 5-го Августа. Ахтырский кафедральный собор.

На улице 5-го Августа осталось совсем мало исторической застройки. Редкие островки со старинными деревянными и каменными домами постепенно исчезают под натиском новых жилых кварталов. Лишь собор Ахтырской иконы Богоматери на протяжении столетий является неизменным украшением этой улицы. Об этом храме и его предыстории мне давно хотелось написать.


1.

С Ахтырским или как его чаще называют Никитским собором (в честь одного из приделов посвященного святому Никите Мученику) у меня связано много детских воспоминаний. До середины 90-х годов он был одним из немногих действующих в городе. Поэтому именно здесь крестили многих орловчан, в том числе и меня. Еще совсем маленькой, я очень любила рисовать его силуэт с высокой колокольней и шпилем, который был виден из окон нашего дома.


2.

А когда меня, вели туда на службу - старалась, как следует рассмотреть все его детали. По узким тротуарам улицы 5-го Августа, в тусклых утренних сумерках, я спешила туда с мамой с бабушкой. Мы шли, отстраняясь от проезжающих в шаге от нас машин, прижимаясь к покрытым толстым слоем дорожной пыли старым деревянным стенам и заборам. Такой запомнилась мне, моя первая «дорога к храму». Конечно, тогда я ничего не знала о долгой, интересной, а местами страшноватой истории Ахтырской церкви и ее окрестностей.

Из литературы известно, что история этого места началась с конца XVI века, когда здесь впервые основали одну из двух казачьих слобод при Орловской крепости. При слободе был свой маленький деревянный храм Параскевы-Пятницы и приходской погост. В честь храма слободу называли Пятницкая казачья.


3. рисунок В. Неделина взят из книги «Орел изначальный». – Орел: Вешние воды. 2001.


Смутное время, слобода и храм были уничтожены. Впоследствии Пятницкую слободу восстановили, но она, скорее всего, переехала ближе к крепостным стенам и слилась с другой казачьей слободой - Покровской.
С этой слободой история вообще мутная. Вот ЗДЕСЬ, мы с краеведом Еленой Николаевной ее обсуждали.
Я решила поверить убедительным доводам Елены Николаевны и zhek_orel. И поэтому про Никитский храм, который, то ли был, а то ли не был, писать не стала. Но на официальном сайте Ахтырсокого собора про него пишут, можете удостовериться. http://ahtir-orel.orthodox.ru/istor.html
А на месте будущего Ахтырского храма устроили кладбище, но не обыкновенное, приходское, а особое. Здесь стоял так называемый «убогий дом» куда в течение зимы сносили тела замерзших, утонувших, погибших от голода нищих и оставляли до весны. В четверг на седьмой неделе после Пасхи устраивался специальный крестный ход, после которого над умершими совершали общее отпевание. Ради нескольких замерзших зимою бедолаг собирались всем Орлом, жители и духовенство, люди из окрестных деревень. Затем тела из «убогого дома» хоронили здесь же в общей могиле.
В конце XVIII века это небольшое кладбище решено было преобразовать в один из общегородских некрополей. Для нового кладбища, возвели каменный храм – в честь Ахтырской иконы Богоматери. Однако участок оказался слишком близко к центру Орла, и растущий город быстро поглотил его окрестности. Вокруг появилась особняки и усадьбы горожан. Поэтому обновленный некрополь перенесли на другое более отдаленное место, со всеми прежними захоронениями, а новый каменный храм, стал приходским. Основной его объем закончили в 1775 году, но последующие 50 лет, церковь периодически расширялась и перестраивалась. В начале ХIХ века, ее значительно расширили и построили отдельностоящую четырехъярусную колокольню со шпилем. В 1870 году храм и колокольню объединили. В таком виде он предстает и ныне.

Снимки с официального сайта храма.


4.


5.

По историческим сведениям при нем было еще несколько каменных и деревянных построек, в том числе церковно-приходская школа. Все они, за исключением небольшого кирпичного домика неподалеку от центрального входа в храм, до наших дней не сохранились.


6.


7.


8.

После 1917 года Ахтырская церковь еще долго оставалась действующей. В 1938 году ее передали под зернохранилище, но уже 4 годя спустя, во время немецкой оккупации Орла, богослужения в ней возобновились.


9. Снимок времен оккупации с сайта http://www.orel-story.ru

С тех пор храм не закрывался. В 1962 году ему был присвоен статус кафедрального собора Орла.
Конечно, даже за тот короткий период пока храм был закрыт, основная часть его имущества была разграблена, иконостас, иконы и фрески уничтожены.

Внутренний вид храма в 1980-х годах. Сейчас почти так же.


9.1.


10.

Зато внешний облик его за все годы советской власти менялся очень мало.

Кроме хорошо заметных архитектурных красот: колонн и лепнины и позолоты, в храме сохранялись такие детали как старые двери и рамы, перила лестниц. Все это придавало зданию дополнительное очарование, ощущение старины и подлинности. Мне в детстве особенно нравились двери бокового входа, который был тогда основным. Массивные и скрипучие, с отполированными сотнями рук блестящими металлическими ручками, они производили на меня маленькую сильное впечатление. Трогая их, я словно прикасалась к глубокой древности. Над дверями было большое, веерообразное световое окно с иконой и лампадкой. Перила этого и центрального входов мне запомнились меньше. Помню, что они тоже были старые и потрескавшиеся от времени. Я говорю о дверях и перилах «были» потому что теперь их нет.
В позапрошлом году в храме начался ремонт. Снаружи стали обновлять штукатурку и краску, внутри – фрески. Заодно, по всей видимости, решили избавиться от «устаревших», деревянных деталей. Старые добротные боковые двери, заменили на новые, белые, из металла.

Снять прежние двери в целом виде я не успела. И у друзей снимков не нашлось. Поэтому только вот так.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.

Зато балясины успела.


20.


21.


22.


23.

На смену точеным балясинам перил тоже пришли новые - деревянные.

Были ли эти двери и перила такими уж древними как мне казалось много лет назад? Точно сказать трудно. После консультации с экспертами (в ходе которых они были совершенно замучены расспросами:0))))= ) сделаны следующие выводы:

Из сохранившегося:

- Главная дверь храма явно новая, скорее всего 1980-х годов, когда там был масштабный ремонт.


24.


25.


26.

- Есть еще вот такие металлические двери их возраст трудно определить. Однако эта часть храма самая старая. Могут быть и середины ХIХ века, а то и раньше.


27.


28.

Из не сохранившегося:

- Убранные боковые двери, вполне могли быть ровесниками последней перестройки храма 1870-х годов, когда вход сделали через колокольню. Во всяком случае, нет сомнений в том, что они изготовлены до 1917 года. Об этом говорят и кованые, прямоугольные в сечении гвозди, которыми было прибито полукруглое световое окно над ними и ручки и качественная рельефная резьба их украшавшая.

- Перила этого бокового входа - послевоенные.

- Точеные перила центрального входа, явно были дореволюционными и своею формой перекликались с классическими портиками колокольни. Может тоже 1870-х годов.
Старый снимок с ними.


29.

Внутри храма сохранилась еще одна старая дверь. Ее вид напоминает убранную входную, но и резьба, и форма у нее совсем другие. Эта чуть проще и вероятно сделана позднее.


30.


31.


32.


33.


34.

С ней ясности вообще никакой. Когда делалась, когда приделывалась? Ясно, что изначально она не отсюда, потому как наращивалась внизу сантиметров на 30-40. А откуда же? Может и с заложенного бокового входа. Но почему тогда двери столь разные. С главного, центрального? Тоже вряд ли.

Что же сейчас снаружи храма? А вот что.
Ломали здесь все уже давно, но полностью доломали только к этой зиме тогда и была эта фотосессия.


35.


36.


37.


38.

И еще новшества. Вход, судя по всему, заложен уже давно.


39.

Вроде даже решетка там старинная в окошке.


40.

А вот дверочка новенькая.
Прелесть а не дверь.


41.


42.

Еще побродим вокруг храма. Домик во дворе.


43.


44.


45.

Апсида.


46.

Виды.


47.


48.


49.

За столетия своей истории, место, где сейчас пролегает отрезок улицы 5-го Августа с храмом, неоднократно менялось. Подчас до неузнаваемости. В конце XVIII века здесь уже ничто не напоминало о казацкой слободе, в конце ХIХ - об «убогих домах» и кладбище. Сегодня с улицы и храма исчезают следы ХIХ века, и кто-то наверняка скажет, что это закономерно. В противовес такому мнению можно сослаться на бережное отношение к таким старинным деталям зданий в других странах; или сказать, что эти двери и перила не просто куски старого дерева, а свидетели истории города, которые пережили вместе с храмом, революцию, разорение 30-х годов, войну и оккупацию. Но лично для меня самой все эти аргументы не так важны. Потому что каждый раз, подходя к этому храму, я не думаю о его исторической и культурной ценности, а вспоминаю как шла сюда много лет назад. И тогда мне кажется, что я все еще маленькая девочка, что жива бабушка, и что мама молодая, что сейчас я снова коснусь отполированной временем ручки на старой шершавой двери и услышу ее скрип…
Плюнули в душу, иначе не скажешь.

Источники:

http://ahtir-orel.orthodox.ru/istor.html
История Ахтырского кафедрального собора города Орла

http://www.orel-story.ru

Еремин В.П. «Православные церкви монастыри города Орла». // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. № 2 (5), 2001.

Неделин В. Н. «Орел изначальный». – Орел: Вешние воды. 2001.



P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Tags: 5-го Августа, Орел, архитектура, история, кладбища, утраченное, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments