Дарья (daria_iz_orla) wrote,
Дарья
daria_iz_orla

Category:

Старый Орел. "Каменные" мотивы в деревянной резьбе. Наличники.

Что с картинками спросите Вы? Да я сама в шоке. :0))))
Проблема улажена.

В орловском деревянном зодчестве подражания каменной архитектуре не редки. Кроме домов с деревянными портиками, колоннами и пилястрами, отделки стен и прочих деталей убранства, из каменной архитектуры часто заимствовались форма и декор наличников. Если задаться целью, то в нашем городе можно подобрать некоторое количество «пар» наличников из «параллельных миров» камня и дерева. В одних из таких «пар» в деревянном доме буквально повторяются наличники стоящего в городе каменного здания. В других же, на лицо творческая их переработка, усложнение и дополнение, или наоборот – упрощение и обобщение «каменных» форм. В иных деревянных наличниках можно узнать формы сразу с нескольких обрамлений окон каменных домов города. Сравнивать такие деревянные «подражания» с каменными «оригиналами» очень интересно.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
1.



Самые простые, и распространенные среди орловских каменных зданий наличники – рамочные. Их аналоги в деревянных домах, которые делали из различного вида рельефных реек, внешне, мало отличаются от «прототипа».


Посмотреть на Яндекс.Фотках
2.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
3.

Усложненный вариант рамочного наличника на каменном доме, получался, когда над таким простым обрамлением окна на стене делали лепнину, в виде прямой или «П»-образной линии, растительного узора или композиции из нескольких лепных элементов.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
4.

Такой наличник легко было сделать и на деревянном доме. Существенная разница стояла в том, что украшения окон деревянных домов как правило, были пропильными и представляли собой плоскую деревянную пластину с фигурными краями и отверстиями, сочетающимися в некий узор. Лепные же украшения окон каменных зданий были рельефными и объемными. Редкое исключение дом №29 на улице 4-й Курской, где над обычными рамочными наличниками окон прибиты очень тонко вырезанные рельефные навершия в виде двух расходящихся из центра растений.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
5.

Изредка в каменных домах Орла попадается незатейливое лепное украшение окон в виде буквы «П» словно нависающей над окном на некотором от него расстоянии (при этом само окно никакого обрамления может и не иметь).


Посмотреть на Яндекс.Фотках
6.

Или вот так, как часть лепного пояса.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
7.

Нечто подобное хотя и редко, но встречается и в деревянных орловских домах. К примеру в доме №61 на улице Энгельса, такой «П»-образный элемент выполнен из тонких рельефных реек. Его концы украшены набалдашниками в виде «сердечек».


Посмотреть на Яндекс.Фотках
8.

Такое решение окон для русского деревянного зодчества совершенно не характерно и могло появиться только как подражание лепнине с каменного здания.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
9.

Похожий «П»-образный элемент мог быть и частью единого наличника, с объемной отступающей от стены верхушкой защищающей окно от дождя и «свисающими» по бокам от рамы «фалдами». Такое красивое и в тоже время практичное обрамление окна было вполне органично и для каменных и для деревянных домов. В Орле оно часто встречается в неоштукатуренных кирпичных зданиях, где обрамления окон были не лепными, а выложенными из выступающих и фигурных кирпичей.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
10.

В дереве же наличник, выполненный по такой схеме, благодаря резным узорам приобретал более замысловатые контуры в которых едва угадывался лаконичный и строгий каменный «прототип». В этом смысле, исключение представляет собою дом №6 по улице Октябрьской.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
11.

Его наличники благодаря отсутствию резьбы сохраняют строгость и монументальность каменного «прототипа», не уступая при этом в красоте соседним резным домам. Их сходство с каменными образцами, становится особенно заметным, при сравнении со стоящим неподалеку старинным кирпичным зданием по адресу Тургенева №28.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
11.

За исключением некоторых деталей и неизбежных особенностей и различий двух материалов (кирпича и дерева), наличники домов одинаковы.

Иногда, сходство наличников в деревянном и каменном здании, может стать не просто любопытным фактом из истории орловского зодчества, но и помощью в определении прежнего облика одного из домов. Как пример тому, можно взять два дома на улице Карачевской. Деревянное здание №47 - по всей вероятности когда-то было главным домом городской усадьбы XIX века. Его сложные по силуэту наличники совершенно плоские и не имеют никаких резных украшений, что весьма странно для такого большого дома и богатой усадьбы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
12.

Скорее всего, украшавшая их некогда резьба была утрачена со временем. Подтверждением этой версии может быть стоящее неподалеку каменное здание №63, чьи наличники имеют очень похожий фигурный силуэт, вверху же у них – располагаются объемные лепные гирлянды.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
13.

Сходство оконных обрамлений двух домов позволяет предполагать, что рельефный мотив имитирующий лепнину, только выполненный из дерева, был и на доме №47.
Эти несколько проведенных мною параллелей между наличниками каменных и деревянных домов во многом случайны и основаны исключительно на их внешнем сходстве.
Вот еще несколько, менее очевидных параллелей.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
14.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
15.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
16.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
17.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
18.

Происхождение же всех этих «пар» наличников не так понятно как может показаться с первого взгляда. Самая простая и очевидная версия о том, что местные мастера резчики действительно могли взять за образец наличник с выстроенного ранее каменного здания города, на поверку оказывается самой маловероятной. Хотя бы потому, что в большинстве случаев невозможно доказать, что каменное здание появилось раньше деревянного и именно его, а не какую-то другую не сохранившуюся постройку, взял за образец резчик позапрошлого века. А что если окажется, что они выстроены одновременно или каменное здание моложе деревянного? Куда вероятней, что у обоих домов общий «прототип», либо резные украшения и лепнина на домах Орла могли появиться независимо друг от друга, под влиянием модных тенденций распространявшихся по всей стране. Думаю не одну из этих версий нельзя исключать.


P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Tags: Орел, архитектура, деревянное зодчество, детали домов, мотивы резьбы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments