Дарья (daria_iz_orla) wrote,
Дарья
daria_iz_orla

Categories:

Старый Орел. Храм Михаила-Архангела.

Существующая в современном Орле церковь Михаила Архангела известна всем горожанам. Этот, один из самых крупных храмов города, одно время даже носил статус кафедрального собора. Виды с ним часто репродуцируются на сувенирные открытки. Узнаваем он и на открытках столетней давности, хотя и лишился с тех пор некоторых архитектурных деталей и исторического окружения. Многие старые фотографии прилегающих к нему улиц и берега Орлика, теперь можно узнать только по возвышающемуся над домами силуэту храма. Так там все изменилось, за прошедшие сто, и даже пятьдесят лет. Рассказывая об окружавших его некогда улицах и переулках нельзя не сказать о самой церкви.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
1.



Здание храма Михаила Архангела, хотя и построено в самом начале XIX века, имеет куда более длинную предысторию. По предположениям краеведов, предтечей существующего ныне большого каменного храма была маленькая деревянная церковка Успения Богородицы, стоявшая в существовавшей у стен Орловской крепости Посадской слободе – самой старой из известных слобод города. В конце XVII века на территории этой слободы строится новый и уже каменный Успенский храм, с пятью главами и шатровой колокольней. На протяжении последующих ста лет это будет самое большое и вместительное культовое сооружение Орла. Однако, уже к 1730 году, и эта церковь уже не может вместить всех прихожан и рядом с нею, на средства купца Калашникова, строится еще один каменный храм, освященный в честь Михаила-Архангела. Две церкви и соседствующая с ними двухэтажная каменная ратуша (здание городского управления), формировали центральную площадь города на протяжении всей второй половины XVIII века.
После 1779 года и тотальной перестройки Орла по новому регулярному плану, окружение храмов заметно изменилось. Вокруг были проложены новые улицы, на смену прежним, деревянным домам, стали постепенно приходить каменные. Вероятно, из-за перепланировки местности и желания прихожан иметь новый более просторный храм, начинается строительство ныне существующего церковного здания, а две прежних церкви – разбираются. Новый храм заложили в 1801 году, а в 1817-м освятили во имя Успения Пресвятой Богородицы, с двумя приделами – Архистратига Михаила и Иоанна Воина. Именно по одному из боковых алтарей, Успенскую церковь до сих пор называют Михаило-Архангельской. Одновременно с храмом строится и ныне существующая при нем часовня. Кроме нее при храме было еще две каменных постройки, где располагались церковно-приходская школа и богадельня.
Вид храма в начале ХХ века.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
2


Посмотреть на Яндекс.Фотках
3

Колокольня Михаило-Архангельской церкви изначально стояла отдельно от основного здания, их соединили уже в середине XIX века, когда, из-за возросшего числа прихожан храм вновь пришлось расширять. С тех пор внешний облик храма существенно уже не менялся.
В Орле первой половины и середины XIX века Михаило-Архангельская церковь, была самой вместительной после Петропавловского собора. Однако из-за того, что собор часто ремонтировали и перестраивали, Михаило-Архангельская церковь использовалась для проведения различных торжественных мероприятий. Так и случилось когда, в сентябре 1823 года, Орел посетил Император Александр I. Собор в то время был еще не достроен и торжественное богослужение в честь августейшего визита совершили в храме Михаила Архангела. В январе 1826-го в нем же, покоилось тело умершего императора, когда его везли из Таганрога в Петербург.

В разное время храм посещали и упоминали в своих произведениях писатели Н.С. Лесков и И.А. Бунин. С церковью. Михаила Архангела связаны жизнь и творчество Л.Н. Андреева. Здесь его крестил священник Андрей Казанский, который послужил прототипом отца Игнатия в рассказе «Молчание». Так же храм фигурирует в рассказах «На реке», «Гостинец», «Баргомот и Гараська» и «Весенние обещания». Любопытно, что в последнем - храм и его колокольня, возвышавшиеся над старым Орлом, так что их было видно даже с самых дальних окраин города, описываются как «белые». Возможно это была художественная метафора писателя, но не исключено и то, что в начале ХХ века храм не красили в привычные нам и сегодня желтый и белый цвета, а просто белили. Хотя по старым кадрам такого не скажешь.

До 1917 года, убранство храма славилось своими искусными росписями, покрывавшими его стены не только внутри, но и снаружи, богатой утварью и иконами, а также единственным в городе иконостасом из мрамора.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
4. 1928 год

Однако уже в 1918 году все, что представляло хоть какую-то материальную ценность, было изъято. Через пять лет в основной части храма устроили музей, а судя по снимкам времен оккупации, в начале 1940-х там был склад. Судьба внутреннего убранства, и в том числе уникального мраморного иконостаса не известна, но, по словам людей живших неподалеку от храма в 50-60 годах, к тому времени, внутри не было даже полов.
Снимки времен оккупации.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
5


Посмотреть на Яндекс.Фотках
6


Посмотреть на Яндекс.Фотках
7

Но и на этом злоключения Михаило-Архангельской церкви не закончились. В 1970-х годах ее решили переоборудовать под выставочный зал.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
8

Для устройства подземных этажей, внутри церковного здания начали рыть котлован. Для прохода техники в одной из стен сделали пролом. Попытка сделать в подкупольном пространстве второй этаж уничтожила значительную часть живописи интерьера. Однако, вскоре после начала работ, по стенам здания пошли трещины и появилась угроза его обрушения.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
9


Посмотреть на Яндекс.Фотках
10

Из-за этого, от идеи устройства выставочного зала пришлось отказаться и храм вновь закрыли, на более чем 10 лет. В середине 80-х годов, была сделана первая попытка укрепить фундамент и стены стремительно разрушающейся церкви, а в 1989-м ее, одной из первых вернули в ведение Епархии и вскоре там вновь начались богослужения. Храм постепенно стал возвращаться к жизни. В 2000-х годах был проведен его капитальный ремонт и укрепление стен и фундамента.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
11

Из-за многочисленных злоключений пережитых этим храмом в ХХ веке, и внутри его и снаружи осталось очень мало того, что помимо официальных документов и мемориальной доски на фасаде говорило бы об его возрасте, и передавало тонкий аромат прошедшего времени – подлинных исторических деталей. В наши дни в храме Михаила-Архангела не увидеть ни старинных белокаменных ступеней с точеными перилами, ни старых оконных и дверных ручек, равно как и самих оконных рам и дверей XIX века. Из тех деталей, которые все еще хранят память об истории храма, в нем сохранились кованые решетки окон, из двух временных периодов. Простые и строгие решетки в алтарной части – ровесники храма, и сделаны в самом начале XIX века. Более сложные по форме оконные решетки трапезной части – хранят в себе память о перестройке здания церкви в средине XIX столетия.
Пройдемся вокруг храма.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
12


Посмотреть на Яндекс.Фотках
13


Посмотреть на Яндекс.Фотках
14


Посмотреть на Яндекс.Фотках
15


Посмотреть на Яндекс.Фотках
16


Посмотреть на Яндекс.Фотках
17


Посмотреть на Яндекс.Фотках
18


Посмотреть на Яндекс.Фотках
19

Кроме старинных решеток, похожие на которые можно увидеть еще в нескольких храмах города, сохранилась на здании и одна уникальная для орловских церквей деталь – ажурный козырек над одним из боковых входов.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
20

И именно его, а не лепнину и позолоту я считаю главным украшением храма. Это не только один из немногих старинных козырьков сохранившихся на орловских храмах, но и единственный – литой (отлитый из чугуна), в отличие от остальных – кованых. Литых козырьков над входными дверями старинных зданий, во всем городе сохранилось менее одного десятка и из их числа ни один не может сравниться по красоте, тонкости литья и сложности форм с козырьком храма Михаила-Архангела.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
21


Посмотреть на Яндекс.Фотках
22


Посмотреть на Яндекс.Фотках
23


Посмотреть на Яндекс.Фотках
24


Посмотреть на Яндекс.Фотках
25

Когда-то таких козырьков на храме было два. Они были расположены симметрично, на двух боковых портиках основного подкупольного помещения храма. Их возникновение краеведы относят ко времени большой реконструкции церковного здания – середины XIX века. До наших дней сохранился только козырек, над входом, обращенным во внутренний двор. Его исчезнувший собрат, украшавший некогда вход в храм со стороны переулка Михаила-Архангела, часто попадал в объектив местных фотографов. Хорошо виден этот ажурный козырек и на кадрах конца XIX века и начала ХХ, и на фотографии храма и переулка датируемой 1928 годом (№4). А вот на снимке времен оккупации (№6) его уже нет. Значит, убрали его, вероятнее всего, в 30-х годах.
Второго своего украшения храм Михаила-Архангела чуть было не лишился, уже в 1970-х годах, в ходе попытки переоборудования церковного здания в выставочный зал. Авторы данного проекта считали козырьки середины XIX века чуждыми строгой классической архитектуре храма и планировали демонтировать оставшийся козырек, по окончанию работ. К счастью, проект не был завершен и снять козырек не успели.

Не менее чем сохранившиеся подлинные детали прошлого, важно для старинного здания, а особенно для храма, соответствующее окружение и достоверная историческая среда. Как часто особенно в больших густонаселенных городах, приходится видеть старинные храмы, бывшие некогда архитектурными доминантами своего района, а то и всего города, и столетиями возвышавшиеся над домами горожан – зажатыми среди новостроек и скрытыми от глаз за тесными рядами высоких домов. В Орле, так, получилось с небольшой Иверской церковкой, некогда хорошо просматривавшейся от здания вокзала, а ныне почти скрытой за пятиэтажками. В похожей ситуации – Николо-Песковская церковь города Орла. С храмом же Михаила-Архангела, все получилось с точностью, до наоборот – вокруг него словно выжженная пустыня.
На фотографиях этого храма, сделанных в первой половине ХХ века, хорошо видно каким плотным кольцом домов он был некогда окружен. Один ряд домов располагался на ныне пустующем Правом берегу Орлика, другой – по правую сторону от храма, в Михаило-Архангельском переулке. Переулок этот отмечен на карте и в наши дни, но ни одного дома в нем не числится. А сто лет назад он, начинался примерно в том месте, где сейчас стоит известный всем горожанам памятник писателю Н.С. Лескову, и доходил - до 1-й Посадской улицы. Судя по снимку 1928 года, в начале его стоял каменный купеческий дом с лавкой и небольшой деревянный домик.

По другую сторону этого исчезнувшего бесследно переулка, располагались двухэтажные каменные дома. В одном из них, проживал и держал магазин, известный городской купец-благотворитель А.Ф. Кулабухов, содержавший на свои средства богадельню при храме. Его могила сохранилась на Крестительском кладбище.
Продолжением переулка была Михаило-Архангельская улица, которая шла от его пересечения с 1-й Посадской улицей. В 1929 году она вошла в состав 1-й Пушкарной. На месте современного Тургеневского моста, сто лет назад стояла небольшая деревянная водяная мельница. Издавна, рядом с ней, в теплое время года, ставили временный деревянный мостик, который не всегда успевали убрать до наступления холодов и его, за зиму вмерзший в лед реки, уносило с весенним половодьем. Фотографии 1940-х годов со старым мостом, мельницей и храмом, отражающимися в реке, очень живописны.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
27

Основная часть исторического окружения церкви Михаила-Архангела, была разрушена на рубеже 1950-60 годов, когда один за одним сносили старинные здания Правого берега Орлика. Тогда же вероятно пошли под слом и все добротные каменные дома Михаило-Архангельского переулка. Судя по тому, что на их месте так ничего и не построили, единственной причиной сноса всех этих домов стало нежелание городских властей делать в них ремонт и подводить коммуникации.
Пятачок старинной застройки перед главным входом в храм, на пересечении 1-й Посадской, Правого берега и Михаило-Архангельских улицы и переулка вероятно снесли в 1971 году при строительстве Тургеневского моста, значительно изменившего пейзаж вокруг храма. Живописную деревянную мельницу разобрали еще задолго до этого. Но, по рассказам старожилов – до самого строительства нового моста в том месте, на правом берегу Орлика еще лежали ее неподъемные каменные жернова.
Вид на строительство моста с 1-й Пушкарной улицы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
28

В наши дни вокруг храма, где некогда было тесное нагромождение домиков старейшей Посадской слободы, а позднее и каменных зданий в исчезнувших ныне улицах и переулках – небольшой березовый сквер с пешеходными тропинками и внушительная насыпь нового моста.
Дом возле храма.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Лишь за мостом уже на 1-й Пушкарной, сохранилось несколько домов бывшей Михаило-Архангельской улицы. Оттуда, и дальше, уже с территории бывшей Пушкарной слободы, открывается замечательный вид на храм и через ряды старинных зданий. В прогулку туда, мы еще отправимся.

Источники.

Старые снимки – http://www.orel-story.ru
Конкретно о храме- http://www.orel-story.ru/land_cercov.php

А так же:

«Архитектурные древности Орловщины». – Орел: Вешние воды, 1998.

«Орел вчера и сегодня». – Орел: Вешние воды. 2006.

Емельянов. В.Г. «Улицы города Орла. История названий». Справочник. – Орел, 1986.

Краснощекова. С.Д. «Орел торгово-купеческий».// Краеведческие записки. Выпуск 8. – Орел: Вешние воды. 2010.

Еремин В.П. «Православные церкви монастыри города Орла». // Сборник Орловского церковного историко-археологического общества. № 2 (5), 2001.

Сопов С.Г. «Орловщина в войне. Взгляд через объектив». – Орел: ИД «ОРЛИК». 2012.


P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Tags: Орел, архитектура, история, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments