Дарья (daria_iz_orla) wrote,
Дарья
daria_iz_orla

Category:

Старинные дома города Орла. Стиль модерн. 2 часть - Дерево.

Стиль модерн – один из самых известных стилей в истории архитектуры. В России он по своему отразился и в каменной и в деревянной архитектуре. Есть несколько зданий в этом стиле и в Орле.
Каменные здания в стиле модерн горожанам и гостям города более или мене известны. Многие интересующиеся историей Орла знают и любят «Дом купцов Серебрянниковых» и «здание Северного банка». Эти два памятника архитектуры заслуженно являются достопримечательностями известными и за приделами города. Реже обращают внимание жители и туристы, на разрушающееся здание № 1 на улице Гостиной. И только настоящий знаток орловской старины понимает его истинную ценность. Может кто-то из старожилов еще помнит стоявшую некогда на месте «желтого дома» банковской школы монументальную гостиницу Берлин, бывшую до войны Дворцом труда. О них можно прочесть в первой части рассказа http://daria-iz-orla.livejournal.com/7868.html#cutid1
Все эти бывшие и нынешние памятники архитектуры модерна растиражированы на открытках, собираемых филокартистами по всей стране, и альбомах с видами города. Им посвящено немало страниц в научных исследованиях и небольших отдельных статей. Даже здание на Гостиной является объектом постоянного интереса, и беспокойства со стороны не равнодушной к его судьбе части горожан.
А вот о влиянии модерна на деревянное зодчество Орла похоже еще никто не задумывался. Литературы по деревянным домам в городе издается незаслуженно мало. Исследований же по анализу символики и происхождения отдельных элементов орловской резьбы, насколько мне известно, не проводилось. Между тем, всматриваясь в резные узоры, сохранившиеся деревянных домов можно увидеть некоторые элементы, знакомые по каменной архитектуре начала века.
Как например вот в наличниках этого дома на 2-й Пушкарной улице.


1.

Следует отметить, что в начале века популярность модерна была столь велика, что он стремительно распространялся по стране, меняясь и преобразуясь в провинциальных городах согласно вкусам заказчиков. В полной мере проявился он и в деревянной архитектуре. Часто резчики копировали лепные элементы с каменных домов, воплощая их в дереве почти не меняя. Но такая сложная резьба стоила очень дорого и к тому же не всегда отвечала консервативным вкусам купцов и других требовательных заказчиков, привыкших к более традиционному виду дома. Тогда, мастера перерабатывали новые модерновые элементы в более простые и привычные формы пропильной резьбы, стилизуя и преобразовывая их под особенности этого вида искусства, сочетая с другими сложившимися исторически мотивами деревянного узорчья. Благодаря этому и появлялись в русских городах новые образы «деревянного модерна», в каждом свои неповторимые. К такому переработанному виду резьбы можно отнести и редкие орловские образцы модерна в декоре деревянных домов.
Один из самых интересных домов относящихся к этому типу находится на улице 2-й Посадской №29. Это большой, вытянутый вдоль улицы дом, на каменном фундаменте и с четырехскатной крышей.


2.

Его карниз и лобовая доска под ним, украшены пропильной резьбою в несколько рядов, такая резьба встречается во многих домах города и с модерном никак не связана.


3.

Зато другие элементы резьбы сильно напоминают орнаментальные формы модерна.
Так, к примеру, в навершиях наличников и резной накладке над рамой прослеживается мотив, напоминающий стилизованную морскую раковину, с не характерной для пропильной резьбы модерновой плавностью линий.


4.


5.

Самый узнаваемый декоративный мотив, заставляющий вспомнить архитектуру модерна, находится на боковых сторонах наличника. Он представляет собой полукруг, от которого отходят три тонких палочки – «луча».


6.

Это один из самых распространенных мотивов декора в каменной архитектуре модерна. Как мне недавно сказали, он представляет собой стилизованное изображение капители и трех каннелюр. Символичное изображение колонны, изобретенное Отто Вагнером. Подобный элемент в лепном исполнении отчетливо виден и на «Доме купцов Серебрянниковых» и на фотографиях гостиницы Берлин. Трудно сказать появился ли он в деревянной архитектуре Орла в подражание этим, безусловно, известным в городе зданиям. Или же его «привезли с собой» иногородние, в частности московские резчики, которые, как известно из литературы, часто выполняли заказы местных дворян и купцов.
Аналогичный мотив встречается еще на нескольких деревянных домах города. На доме № 19 по улице Энгельса он так же украшает боковые стороны наличников, очень скромных по своему декору.


7.

А на доме №19 по Розе Люксембург (дом Турбина) – торцевые доски на углах дома. Последний случай интересен еще и тем, что остальная резьба на доме вполне традиционна и ничего общего с модерном не имеет.


8.

Кроме наличников, в доме №29 на 2-й Посадской сразу бросается в глаза необычная дверь с неплохо сохранившимся кованым козырьком и многоуровневой накладной рельефной резьбой, которая тоже во многом повторяет декор дверей в зданиях модерна.


9.

На каждой из створок двери выпилены по три продолговатых отверстия, что может быть связано с мотивом «трех лучей» в наличниках. В отверстия вставлены витражные стекла.


10.

Ручка дверная тоже очень красивая.


11.

Очевидно, декор дома старались выдержать в едином стиле. Выпадающий же из общей картины орнамент карниза и лобовой доски можно объяснить тем, что в отличие от двери и наличников которые делались на заказ, эти резные элементы покупались уже готовыми.
Второй дом, который представляет интерес с точки зрения влияния модерна на деревянное зодчество Орла, находится на улице 3-ей Курской № 31. Это высокий дом с цокольным этажом и четырехскатной крышей. На его фасаде семь окон.


12.

Два боковых окна отделены от трех центральных полуколоннами (пилястрами) с уже описанным мотивом «трех лучей».


13.
Тот же мотив присутствует и на боковых сторонах его наличников.


14.


15.
В верхней части наличников этого дома, над самой рамой, присутствует мотив морской раковины, схожий с домом на 2-й Посадской. Однако самый верх наличников плоский. Скорее всего, резные навершия там, когда то были, но утеряны со временем.


16.

Морская тема поддерживается и орнаментальной резной полосой с мотивом волны под самой крышей дома.


17.
Такой мотив, в различных его вариациях, встречается на фронтонах многих домов Орла. А на лобовой доске, да еще в такой витиеватой форме больше нигде. Поэтому, с учетом декора наличников и пилястр, его тоже можно отнести к влиянию модерна в сочетании с местными народными традициями.

Таким образом, по многим признакам, оба эти дома можно отнести к целостным памятникам «деревянного модерна» Орла. В остальных же случаях заимствовались только отдельные декоративные элементы, не связанные с остальной резьбой на доме.
Безусловно, только этими домами влияние модерна на деревянное зодчество города не ограничивается и эта страница орловской истории еще не дописана до конца. Однако трудно исследовать тенденции архитектуры в городе, где больше 50 процентов исторических зданий разрушено. Вероятно, были еще образцы «деревянного модерна» на центральных улицах, да там теперь сплошной бетон.

P.S. Если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.
Tags: Орел, архитектура, деревянное зодчество, история, модерн, мотивы резьбы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments