?

Log in

No account? Create an account
У нас появилась уникальная возможность увидеть архитектурный облик города Орла, каким он был более полутора веков назад!
На Госкаталоге выложили всю серию снимков из собрания заповедника Ивана Тургенева в Спасском-Лутовинове, выполненных в 1863 году Эдуардом Шлессингом.
Вопреки общей практике Госкалога, разрешение на сей раз оказалось приличным, но пришлось делать очень сильное кадрирование и исправлять геометрию.
КЛИКАБЕЛЬНО

Орловская городская дума
1863 Орловская городская дума. Фотограф Э. Шлесинг2

Смотреть дальше...Свернуть )
Традиция делать надгробия в виде скульптур, высоких стел и массивных саркофагов пришла в нашу страну из Европы, после реформ Петра I. До этого русские надгробия были двух основных типов – деревянные кресты и белокаменные плиты. И те и другие продолжали использовать вплоть до начала ХХ века. И на орловских старинных кладбищах по сей день встречаются плиты из рыхлого желтоватого камня. На большинстве из них нет ни имен, ни дат – лишь полустертый крест с копьем и губкой, изредка дополненный прочей религиозной символикой и орнаментами. Это, судя по всему, самый древний тип орловских надгробий, мало поменявшийся за столетия. А вот недолговечные деревянные кресты до наших дней не дошли.
В конце XVIII века на смену прежним традиционным плитам и крестам стали приходить гранитные и мраморные монументы. Некоторые из них – настоящие произведения искусства своего времени. Их внешний облик и основные типы заметно менялись на протяжении XIX столетия. Они создавались под влиянием господствовавших в свое время стилей архитектуры и преображались согласно моде, как и облик современных им зданий и мебели.

1 часть

2 часть

3 часть «Белокаменное барокко»

Наследства бывают разные. В былые времена потомки дворянских родов наследовали целые состояния, поместья, драгоценности и даже крестьян. Ныне все иначе. Мой знакомый Константин Гончаров – потомок сразу нескольких обширных дворянских родов в Орловской губернии. Родовые усадьбы его предков – Пушечниковых, Голубевых, Гололобовых и Орловых были некогда раскиданы по всей губернии: Карачевскому, Болховскому, Мценскому, Малоархангельскому и Елецкому уездам. Часть этих мест теперь в других областях. Но от усадеб там не осталось и следа. ХХ век был безжалостен и к домам и к людям, в них некогда обитавшим. Поэтому в наследство от предков Константину достались не имения и деревни с крестьянами, не золото и бриллианты и не фамильные портреты в золоченых рамах, а сокровище иного порядка – простой коричневый чемоданчик, доверху набитый фотографиями столетней давности. Ценность этого наследства поймет не каждый. Да и, как сейчас говорят, «монетизировать» его даже при большом желании будет непросто. К счастью, такого желания и нет.




ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ

Стиль барокко в Орле.

Барокко – первый общеевропейский архитектурный стиль, в полной мере проявившийся на русской почве. Его появление в России связывают с реформами времен Петра I. Однако влияние этого стиля, отличавшегося криволинейностью форм и пышным декором, на русскую архитектуру началось значительно раньше, еще в XVII веке. Искусствоведы выделяют несколько периодов развития барокко в России: «нарышкинское» (рубеж XVII-XVIII), «петровское» (первая четверть XVIII) и зрелое «елизаветинское» (до 1762 года). Для города Орла барокко – это первый архитектурный стиль в его истории, хотя построек, относимых к барокко, осталось совсем немного.




ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ
Среди орловских зодчих XIX – начала ХХ века много загадочных фигур. Подписи их стоят на многочисленных проектах зданий, а о них самих неизвестно ровным счетом ничего. А вот у орловского архитектора эпохи модерна Александра Химеца ситуация обратная – судьбу его мы знаем сегодня довольно подробно, по поводу же зданий, им созданных, сплошные сомнения. Многие его проекты не сохранились, и авторство Химеца известно только по свидетельствам очевидцев.



ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ
Этот участок на Крестительском кладбище Орла привлек мое внимание большим старинным чугунным крестом, слегка покосившимся от времени. Как и на многих подобных надгробиях, украшавшее его прежде скульптурное изображение распятого Христа давно утрачено. Лишь торчащие из основания штыри-крепления напоминают о нем теперь. Зато на кресте сохранилась старая табличка с поеденной ржавчиной надписью. Не без труда на ней можно прочесть: «Здесь покоится студент СПБ технологического института Валентин Иванович Стукачев. Сконч. 27 нояб. 1901 г.»




https://vk.com/id86959001?w=wall86959001_1405%2Fall

Дом с женской головкой.

Остановка автобусов и троллейбусов «Площадь Карла Маркса» всегда полна ожидающими транспорт орловцами. Как правило, они стоят и смотрят в сторону автовокзала, откуда и должны прийти долгожданные троллейбус или маршрутка. Но если кто-нибудь отвлечется от этого увлекательного занятия и взглянет вверх, то с удивлением обнаружит еще одного ожидающего, точнее, еще одну.
На одном из старинных зданий, над окнами второго этажа изображена женская головка, также всматривающаяся вдаль. Городские остряки шутят – девушка уже 100 лет ждет троллейбус. На самом деле дому более 160 лет. И почти 130 из них фасад украшает эта самая женская головка. Как и у любого старинного здания, история этого дома была весьма насыщенной. Много с ним связано легенд и загадок.



1 часть https://vk.com/id86959001?w=wall86959001_1390%2Fall
2 часть https://vk.com/id86959001?w=wall86959001_1396%2Fall

Latest Month

Январь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Syndicate

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow