Статьи-расследования про орловские мосты и куранты.



"Тайна Орловских мостов", в соавторстве с Андреем Киреевым - https://vk.com/@excurs_orel-taina-orlovskih-mostov


"История двух колоколен и одних башенных часов" - https://vk.com/@excurs_orel-istoriya-dvuh-kolokolen-i-odnih-bashennyh-chasov

Улица Васильевская.

Васильевская - одна из самых старинных и загадочных улиц Орла. Загадочных потому, что о ней по сравнению с соседними улицами старого города известно ничтожно мало. На ближайших к ней Карачевской, Комсомольской, Пушкарных и Посадских что ни дом, то история или легенда, либо известная местным жителям, либо описанная кем-нибудь из орловских краеведов. Есть немало старинных фотографий этих улиц, позволяющих представить прежний их облик. А вот с улицей Васильевской все сложнее. Красивых старинных зданий на ней не меньше, чем, к примеру, на Карачевской. А в свете последних сносов в центре города, может быть, и побольше. Но про них практически ничего не известно – кто строил, владел или гостил в них? В исторической литературе и мемуарах улица упоминается редко. Но и то немногое, что есть, впечатляет.
Здесь когда-то жил на съемной квартире Лесков, были открыты первый в Орле ипподром и чугунолитейный завод, проводились авиационные испытания. Но где все это происходило? Точно не известно. Казалось бы, как на сравнительно небольшой улице можно было потерять целый ипподром или завод? А вот, оказывается, запросто. И это не единственная странность Васильевской.

1 часть - история улицы - https://vk.com/@excurs_orel-ulica-vasilevskaya

2 часть - старые виды Васильевской - https://vk.com/@excurs_orel-ulica-vasilevskaya-na-staryh-fotografiyah

3 часть - современный облик - https://vk.com/@excurs_orel-progulka-po-ulice-vasilevskoi

4 часть - Троице-Васильевская церковь - https://vk.com/@excurs_orel-troice-vasilevskaya-cerkov


Архитектурный облик Орла на старейших снимках города. 1863 год

У нас появилась уникальная возможность увидеть архитектурный облик города Орла, каким он был более полутора веков назад!
На Госкаталоге выложили всю серию снимков из собрания заповедника Ивана Тургенева в Спасском-Лутовинове, выполненных в 1863 году Эдуардом Шлессингом.
Вопреки общей практике Госкалога, разрешение на сей раз оказалось приличным, но пришлось делать очень сильное кадрирование и исправлять геометрию.
КЛИКАБЕЛЬНО

Орловская городская дума
1863 Орловская городская дума. Фотограф Э. Шлесинг2

Collapse )

Архитектура надгробий Орловских кладбищ.

Традиция делать надгробия в виде скульптур, высоких стел и массивных саркофагов пришла в нашу страну из Европы, после реформ Петра I. До этого русские надгробия были двух основных типов – деревянные кресты и белокаменные плиты. И те и другие продолжали использовать вплоть до начала ХХ века. И на орловских старинных кладбищах по сей день встречаются плиты из рыхлого желтоватого камня. На большинстве из них нет ни имен, ни дат – лишь полустертый крест с копьем и губкой, изредка дополненный прочей религиозной символикой и орнаментами. Это, судя по всему, самый древний тип орловских надгробий, мало поменявшийся за столетия. А вот недолговечные деревянные кресты до наших дней не дошли.
В конце XVIII века на смену прежним традиционным плитам и крестам стали приходить гранитные и мраморные монументы. Некоторые из них – настоящие произведения искусства своего времени. Их внешний облик и основные типы заметно менялись на протяжении XIX столетия. Они создавались под влиянием господствовавших в свое время стилей архитектуры и преображались согласно моде, как и облик современных им зданий и мебели.

1 часть

2 часть

3 часть «Белокаменное барокко»

Альбом доворян Гололобовых.

Наследства бывают разные. В былые времена потомки дворянских родов наследовали целые состояния, поместья, драгоценности и даже крестьян. Ныне все иначе. Мой знакомый Константин Гончаров – потомок сразу нескольких обширных дворянских родов в Орловской губернии. Родовые усадьбы его предков – Пушечниковых, Голубевых, Гололобовых и Орловых были некогда раскиданы по всей губернии: Карачевскому, Болховскому, Мценскому, Малоархангельскому и Елецкому уездам. Часть этих мест теперь в других областях. Но от усадеб там не осталось и следа. ХХ век был безжалостен и к домам и к людям, в них некогда обитавшим. Поэтому в наследство от предков Константину достались не имения и деревни с крестьянами, не золото и бриллианты и не фамильные портреты в золоченых рамах, а сокровище иного порядка – простой коричневый чемоданчик, доверху набитый фотографиями столетней давности. Ценность этого наследства поймет не каждый. Да и, как сейчас говорят, «монетизировать» его даже при большом желании будет непросто. К счастью, такого желания и нет.




ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ

Стиль барокко в Орле.

Барокко – первый общеевропейский архитектурный стиль, в полной мере проявившийся на русской почве. Его появление в России связывают с реформами времен Петра I. Однако влияние этого стиля, отличавшегося криволинейностью форм и пышным декором, на русскую архитектуру началось значительно раньше, еще в XVII веке. Искусствоведы выделяют несколько периодов развития барокко в России: «нарышкинское» (рубеж XVII-XVIII), «петровское» (первая четверть XVIII) и зрелое «елизаветинское» (до 1762 года). Для города Орла барокко – это первый архитектурный стиль в его истории, хотя построек, относимых к барокко, осталось совсем немного.




ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ

Архитектор Александр Химец.

Среди орловских зодчих XIX – начала ХХ века много загадочных фигур. Подписи их стоят на многочисленных проектах зданий, а о них самих неизвестно ровным счетом ничего. А вот у орловского архитектора эпохи модерна Александра Химеца ситуация обратная – судьбу его мы знаем сегодня довольно подробно, по поводу же зданий, им созданных, сплошные сомнения. Многие его проекты не сохранились, и авторство Химеца известно только по свидетельствам очевидцев.



ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ